Вы находитесь здесь: Главная > О поведении > Социальное облегчение в семье–стае

Социальное облегчение в семье–стае

Взаимодействуя с собакой, хозяин формирует её отношение к окружающему. Обычно подкрепление в классическом понимании здесь не применяется: своим поведением хозяин даёт собаке понять, как надо относиться к тем или иным предметам и явлениям, как реагировать на собак, гостей, прохожих и т. д.
Очень многое зависит от взаимоотношений собаки и её хозяина–воспитателя: чем они теснее и дружественнее, тем значимее поступки хозяина, «родителя», «дядьки» для щенка, тем охотнее он ему подражает. Чётко подмечено, что, каков человек, такова и его собака, здесь дело прежде всего не в некоем физическом сходстве, но в похожести манер, привычек. Любимому хозяину собака действительно подражает, в чём может.

Если он спокоен, уверен в себе, держится с окружающими ровно, то и собака его с определённой поправкой на специфику породы будет вести себя так же: не может быть у нервозного владельца флегматичной собаки, у такого и сенбернар в конечном итоге станет истериком.
Мы вовсе не приравниваем создание контакта к формированию полной зависимости собаки или заласкиванием её сверх всякой меры. Обращаться с собакой нужно сообразно её породе и возрасту, при этом не ломая в корне собственные привычки, но бережно вводя растущую собаку в жизнь семьи. Добиваются этого самыми разными способами. Главное, чтобы собаке, даже в самом раннем возрасте, были понятны требования владельца и чтобы она ощущала его интерес и благожелательность.
Отношения с собакой строят, демонстрируя ей, что она ценна и интересна для её друга–человека. Одновременно животному дают понять, что, как правило, интересы человека, его привычки являются приоритетными. Это совершенно биологично: в стае в подобном положении находится доминант, союз с которым для младших животных весьма привлекателен. Только сформировав союзнические отношения, наладив социальный контакт, а не только удовлетворяя потребности в еде и питье, можно по–настоящему воспитывать собаку.
Совсем не редкость случай, когда владелец не смог добиться взаимопонимания, контакта и собака лишь терпит его общество, как терпела бы в стае неинтересного соплеменника: живёт рядом, и ладно… Хозяин об отсутствии контакта может и не догадываться, списывая всё на самостоятельность, «независимость», «волчий норов» и прочие почерпнутые из фольклора благоглупости. Скорее всего, он — человек малонаблюдательный и нечуткий, предпочитающий выдумывать объяснения вместо поиска решения, — ведь собака по своей воле от контакта не уклоняется, ей он очень нужен.
Кратко повторим, какие формы обучения наиболее применимы на практике и как они соотносятся между собой.
Воспитание — повседневный процесс формирования желательного поведения. Классическое подкрепление используется редко. Формируются взаимоотношения лояльного союза, партнёрства, где хозяин, безусловно, старший, уважаемый и обожаемый партнёр. Направляя поведение собаки, объясняя, какие её действия приветствуются или просто допускаются, а какие нежелательны, возможно, нетерпимы, у собаки создают определённые привычки, манеру поведения. Одновременно формируют картину мировосприятия с позиций: «наша стая» в такой ситуации поступает так, стараясь максимально распространить круг понятий, знакомых собаке. При воспитании используется в основном ассоциативное обучение.
Очень большое значение имеет обучение путём подражания.
Обучение, в узком смысле этого слова, входит частично в процесс воспитания, поскольку для управления поведением собаки владельцу необходимо приобрести некие рычаги, позволяющие это делать: необходимо обучение навыкам, выполняемым по команде.
Научение подразумевает формирование у собаки целостной картины мира, вычленение причинно–следственных связей, создание ассоциативных рядов, ключевых понятий и умение их выделять в самой сложной обстановке.
В ходе обучения в узком значении вырабатываются в основном инструментальные и условные рефлексы второго рода, обучение в широком смысле слова (научение) включает такие сложные процессы, как инсайт или рассудочную деятельность.
Дрессировка является завершающей фазой научения. В ходе её известный уже навык закрепляется в форме динамического стереотипа.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.